ПЕЙЗАЖНЫЙ СТИЛЬ
вернуться к оглавлению
Пейзажный стиль знаменует собой новое oтношение к природе. Он пришел в Европу с Востока - из Китая и Японии с их преклонением перед красотой естественных пейзажей и убеждением, что равновесие и гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном расположении объектов.
В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад - напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.
"При этом - пишет А. Э. Регель - искусственность преследуется здесь так же. как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты - по возможности развиться. а при отсутствии таковых - созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности".
Ассиметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от жесткости симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным обновится движение. Можно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого или от его соотношения с другими элементами ландшафта скорее, чем от его соотношения с заранее предписанным рисунком плана.
В таком саду предметы, не равные по величине и форме размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Потому для маленького садового участка оно естественнее. Свободная живописная планировка, как правило, больше соответствует участку, ее осуществление требует обыкновенно меньше земляных работ, подпорных стен, экранов и конструкций, а следовательно, более экономично. Особенно важно, что она вызывает также меньше разрушений и лучше объединяется со всем окружающим ландшафтом.
Тема нетронутой, а лишь слегка "исправленной" природы, простоты и естественности и порождает в Европе и новые течения в философии - романтизм, сентиментализм, а регулярный стиль с его насильственным подчинением природы становится символом тирании и на смену ему приходит стиль пейзажный. В саду пейзажного стиля вы не увидите прямых дорожек и геометрических форм. Характер садовых композиций согласовывается с окружающей местностью и границы участка по возможности маскируются.
Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.
Пейзажный стиль пришел с Востока из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда с просторов этой огромной страны трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.
На верх
|