СВЕТОТЕНЬ
вернуться к оглавлению
Еще один "инструмент" ландшафтного дизайнера - это использование освещенности участка - светотени. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объемность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его построек и т. п., дают определенные светотеневые эффекты.
Поверхность любого тела отражает падающие на нею лучи. Образуя на земле неосвещенный участок - падающую тень. На той части тела, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной части изогнутой поверхности - от границы собственной тени в сторону света - образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы - свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на поверхности блестящих предметов - там образую еще и сверкающие пята блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника света - перед предметом, сзади от него или сбоку. Цветовые градации светотени зависят от трех причин: общей силы освещения, окраски предметов, густоты тени.
Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное освещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразительна. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее; вы замечали, наверное, как вечерние и утренние косые лучи солнца высвечивали фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску листьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Как видите цвет и свет взаимно влияют друг на друга.
Влияет на цвет и характер освещения (дневное или электрическое). При электрическом освещении красные объекты кажутся более насыщенными, а синие наоборот.
Существуют различные источники свеча; лампы накаливании, люминесцентные, натриевые и др. Лампа накаливания делает красный цвет чище и светлее, оранжевый - краснеет, голубой - зеленеет, а синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и темнеют. При освещении люминесцентной лампой цвета спектра останутся почти такими же, как при дневном свете. Ртутная лампа делает ярче синий и зеленый цвета, а красный превращает в черный.
Если источником света будет натриевая лампа, все цвета, кроме желтого, станут серыми.
Пары ртути, используемые в источниках света, дают красивое голубовато-зеленое освещение, которое особенно благоприятно для подсветки хвойных пород деревьев: кедров, туй и др. Натриевые светильники (золотисто-желтые) больше подходят для освещения осенней листвы.
Искусственная подсветка в вечернее и ночное время по своему характеру близка к приемам театрального освещения. В ночном освещении создается эффектное чередование света и тени, высвечивается мозаика листьев, рисунок ветвей, преобразуется цвет листвы, газонов, цветников, кроме того, имеются большие возможности получения цветовых контрастов.
Смена естественного освещения в пейзаже происходит непрерывно, фиксировать какой-либо основной эффект мы можем не более чем 25 - 40 мин. однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.
Световой режим различен в разных географических зонах страны. На севере это преимущественно рассеянный. мягкий свет. Туманы, облачные дни смягчают краски цветников, углубляют парковые перспективы. В южных районах страны, напротив, резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок создают зрительное сокращение глубины перспектив.
На участке важно определить длину и направление теней, падающих от предметов в течение дня, чтобы знать затененность участка. В практике ландшафтного проектировании пользуются специальными инсоляционными линейками, составленными для различных широт на периоды осеннего и весеннего равноденствия. С их помощью составляются планы расположения падающих теней от деревьев и зданий (существующих и проектируемых) так называемые эпюры теней. Благодаря этим чертежам можно определить контур, размещение и размеры освещенных участков и их изменение в течение дня.
При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе - больше.
Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых гонов. С наступлением сумерек сначала "потухает и сереет" красный цвет, а затем - желтый, потом - зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом. в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.
Мы уже говорили о том, насколько важно знать условий освещенности садового участка, и притом заранее, еще при составлении проекта его планировки. Теперь, вы, наверное, убеждаетесь, что это важно не только для будущего урожая, но и для ландшафтного дизайна сада.
Итак, мы познакомились с основными законами композиции, которые могут быть использованы при создании сада, с линейной и воздушной перспективой, законами цветовой гармонии, света и тени. Не забудем и о некоторых композиционных средствах, приемах ландшафтного дизайна, равно как и ландшафтной архитектуры позволяющих разнообразить пейзаж. Это ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.
На верх
|